Направления
в развитии русской музыки. «Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста
Петровича Мусоргского.
«МОГУЧАЯ КУЧКА», название, данное
группе русских композиторов, выступавшей в 60-х гг. 19 века как боевое
идейно-художественное направление.
По имени Балакирева, игравшего руководящую роль в этой группе, ее
принято называть также «балакиревским кружком». Самое название «Могучая
кучка» возникло случайно. Впервые оно было употреблено Стасовым в
газетной заметке, посвященной концерту в честь приезда славянских делегаций в
1867, где он писал о «маленькой, но уже могучей кучке русских музыкантов». Это
вскользь брошенное выражение было сначала иронически подхвачено враждовавшим с
балакиревской группой композитором и критиком А. Серовым, а затем вошло во
всеобщее употребление.
Главные представители "Могучей
кучки": Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи.
В своих творческих
установках Могучая кучка, состав который был неизменным, отражала идеи
передового общественного движения 60-х гг., боровшегося против остатков
крепостничества и отстаивавшего интересы народных масс. На формирование
взглядов "Могучей кучки" в целом и идейного облика отдельных ее
членов большое влияние оказала деятельность революционных демократов 60-х. гг.
— Чернышевского и Добролюбова. "Могучая кучка" не была вполне
однородна по своему составу. Наряду с радикальным демократизмом Мусоргского в
ней существовали и более умеренные тенденции. Однако, несмотря на различие
оттенков, "Могучая кучка" выступала в 60-х гг. как единая сплоченная
группа.
Основным объединяющим
"Могучей кучки" моментом была борьба за народность музыки. Основным
жанром в творчестве "Могучей кучки" являлась опера. Здесь
"Могучая кучка" так же, как и в инструментальной музыке, боролась
против условных формальных традиций, отстаивая путь- реформ и новаторства.
Подобно Вагнеру "Могучая
кучка" стремилась к синтезу искусства и подчинению музыки драматическому
замыслу. Но конкретный путь осуществления этой идеи был у нее противоположен
вагнеровскому. В то время как Вагнер в своих операх главное значение придавал
оркестровому симфоническому началу, композиторы «Могучей кучки» выдвигали на
первый план вокальные партии. "Могучая кучка"принуждена была вести
борьбу за свои взгляды и творческие принципы сразу на нескольких фронтах. Одним
из главных ее противников являлась итальянская опера, занимавшая
исключительное, привилегированное положение в русской музыкальной жизни того
времени.
Творчество наиболее
видных представителей "Могучей кучки" приобрело мировое значение.
Произведения Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Балакирева завоевали
еще с конца 19 в. широкое признание и распространение в странах Западной-
Европы. Некоторые из крупнейших зап.-европ. композиторов новейшего времени
сложились под прямым и непосредственным влиянием «кучкизма», впитав в себя ряд
элементов его музыкального языка (особенно ярко выражена эта связь с стилистич.
принципами «кучкизма» у франц. композиторов Дебюсси и Равеля).
Комментариев нет:
Отправить комментарий