воскресенье, 15 марта 2015 г.
Книжная миниатюра.
Книжная миниатюра.
Книжная миниатюра - это сделанные от руки рисунки,
многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми или акварельными красками в
рукописных книгах, а так же изобразительно-декоративные элементы оформления
этих книг - инициалы, заставки и другое.
Уже в древнем Египте на папирусе
делались рисунки пером и непрозрачными красками, отличавшиеся статичностью
композиции и плоскостностью. В позднеантичную эпоху (4-6 вв.) на папирусных
свитках и пергаментных кодексах выполнялись рисунки пером или гуашью в которых
достоверно передавались фигуры и световоздушная среда.
Позднеантичные приёмы вплоть до 10 века
сохранились в византийской миниатюре, в основном здесь господствовали
условность и плоскостность изображений, экспрессивность жестов; вместе с тем в
византийской миниатюре появились изображения жизненно - непосредственных сцен.
В средние века в Западной Европе
известны многие локальные школы миниатюры. В меровингское время (5 - 8 век)
развился плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб.
Выразительны крупноформатные ирландские и англосаксонские миниатюры 7 - 9 вв.
заключённые в стилизованные орнаментные рамки изображения евангелистов.
Развороты страниц этих рукописей сплошь покрыты узором условного, но полного
внутренней энергии плетёного орнамента. В эпоху "Каролингского
возрождения" (8-9 век, в основном на территории современной Германии и
Франции) выполнялись как крупноформатные миниатюры, следующие позднеантичным
образцам, так и динамичные, выразительные рисунки пером. С конца 10 века
западно-европейская миниатюра испытывает сильное влияние византийского
искусства. Под его воздействием обогащается иконография, усиливается условность
художественного языка, экспрессивно - напряженными становятся образы святых. В
романской миниатюре преобладают плоскостные и бесплотные фигуры, заключённые в
чёткие композиционные схемы, но иногда встречаются элементы народного
творчества. В 13 - 15 вв. в готической миниатюре усиливается стремление
правдиво запечатлеть натуру. Миниатюра дополняет и комментирует текст, фигуры
приобретают живость, в сцены вводятся пейзажи, интерьер, готические
архитектурные обрамления. Готическое искусство выдвигает ряд крупных мастеров
миниатюры таких как: А. Боневё, Жакмар дЭден во Франции и др. В первой половине
15 века работают братья Лимбург, для миниатюр которых характерны изображения
реальной конкретной местности, применение элементов линейной и световоздушной
перспективы. Во второй половине 15 века Ж. Фуке и С. Мармион создают
наполненные светом и воздухом сельские и горные пейзажи Франции.
В Древней Руси в 11 веке миниатюра в
основном следовала византийским образцам. В 12 - 15 вв. создавались как крупные
миниатюры, стилистически близкие современным им иконам и фрескам, так и живые,
непосредственные рисунки на полях рукописей сюжеты. Особый, ярко живописный
стиль создаётся на Украине. В 17 веке в русской миниатюре часто встречаются
исторические сюжеты, портреты, аллегории. Богатым, сочным, несколько грубоватым
орнаментом с барочными мотивами украшались "поморские рукописи" 17 -
19 вв.
Миниатюра известна так же в Индонезии и
других странах Юго-Восточной Азии.
У народов Центральной и Южной Америки
(ацтеков, миштеков, майя) миниатюра - выразительные, близкие к пиктографии,
уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки.
Книжная миниатюра повсеместно исчезает в
связи с развитием книгопечатания.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий