Индуи́стский храм, или
манди́р — место поклонения для
последователей индуизма. Обычно используется специфически для духовной и
религиозной деятельности.
Индуистский храм может
представлять собой отдельное здание или часть какого-то здания. Основной
отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти, которому
или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из
Его форм или деву приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или
деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти
одной из форм Бога или одному из девов. Это мурти выступает как главное
божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других форм
Бога или девов. Однако, также существует много храмов, в которых сразу
несколько мурти играют роль главных божеств.
Индуистские храмы
известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка,
на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется
во многих языках, включая хинди, и происходит от санскритского слова мандира,
что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога).
В Индии и многих других
странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует
всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных
мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и
возглавляется председателем.
Во многих деревнях в
Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной
семье.
Много храмов в Индии
имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением
Археологического управления Индии.
Древнейшие храмы в
Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным
строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от
ведийской религии, которую характеризовали огненные жертвоприношения «яджны», к
религии бхакти — любви и преданности личностному Богу в одной из его
многочисленных форм или ипостасей. Строительство храмов и способы поклонения
описываются в древних текстах на санскрите, называемых агамами. Существуют
значительные отличия вархитектуре, обычаях, ритуалах и традициях в храмах в
различных регионах Индии. Особенно большая разница имеется между Северной и
Южной Индией. Тысячи древних храмов были разрушены во время исламского
господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью
мусульман в период с 1200 по1700 год. Только в Южной Индии некоторые наиболее
важные храмы сохранились до нашего времени.
Мистическим аналогом
тела-жертвы и гopы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Капдарья
Махадева в Кхаджурахо (Х –XI вв.).
В плане он повторяет прямоугольную форму той
священной травяной подстилки, на которую в ведической древности якобы
спускались боги, чтобы отведать масла и сомы – напитка бессмертия. Поэтому eгo
сакральный план, в кoтoрый вписана фигура космического человека, мыcленно
делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю.
Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей,
множеством колонн, храм состоит из входного пopтuка*, зала для верующих и
святилища.
Святилище венчает
конусообразная башня, символизирующая гopy Меру – мифическое обиталище богов, а
также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но
меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную
цепь Гималаев.
Прихотливый абрис храма
усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Он выполнен
в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность,
что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни. Эффект
живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Кaменные украшения
располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба
из животных, птиц, духов природы. Слоны – наиболее вocтpeбованный образ,
поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и,
кажется, служат ему надежной опорой.
5
ОтветитьУдалить