четверг, 28 мая 2015 г.

Направления в развитии русской музыки. «Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского.

Направления в развитии русской музыки. «Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского.
«МОГУЧАЯ КУЧКА», название, данное группе русских композиторов, выступавшей в 60-х гг. 19 века как боевое идейно-художественное направление.
По имени Балакирева, игравшего руководящую роль в этой группе, ее принято называть также «балакиревским кружком». Самое название «Могучая кучка» возникло случайно. Впервые оно было употреблено Стасовым в газетной заметке, посвященной концерту в честь приезда славянских делегаций в 1867, где он писал о «маленькой, но уже могучей кучке русских музыкантов». Это вскользь брошенное выражение было сначала иронически подхвачено враждовавшим с балакиревской группой композитором и критиком А. Серовым, а затем вошло во всеобщее употребление.
Главные представители "Могучей кучки": Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи.
В своих творческих установках Могучая кучка, состав который был неизменным, отражала идеи передового общественного движения 60-х гг., боровшегося против остатков крепостничества и отстаивавшего интересы народных масс. На формирование взглядов "Могучей кучки" в целом и идейного облика отдельных ее членов большое влияние оказала деятельность революционных демократов 60-х. гг. — Чернышевского и Добролюбова. "Могучая кучка" не была вполне однородна по своему составу. Наряду с радикальным демократизмом Мусоргского в ней существовали и более умеренные тенденции. Однако, несмотря на различие оттенков, "Могучая кучка" выступала в 60-х гг. как единая сплоченная группа.
Основным объединяющим "Могучей кучки" моментом была борьба за народность музыки. Основным жанром в творчестве "Могучей кучки" являлась опера. Здесь "Могучая кучка" так же, как и в инструментальной музыке, боролась против условных формальных традиций, отстаивая путь- реформ и новаторства. Подобно Вагнеру  "Могучая кучка" стремилась к синтезу искусства и подчинению музыки драматическому замыслу. Но конкретный путь осуществления этой идеи был у нее противоположен вагнеровскому. В то время как Вагнер в своих операх главное значение придавал оркестровому симфоническому началу, композиторы «Могучей кучки» выдвигали на первый план вокальные партии. "Могучая кучка"принуждена была вести борьбу за свои взгляды и творческие принципы сразу на нескольких фронтах. Одним из главных ее противников являлась итальянская опера, занимавшая исключительное, привилегированное положение в русской музыкальной жизни того времени.
Творчество наиболее видных представителей "Могучей кучки" приобрело мировое значение. Произведения Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Балакирева завоевали еще с конца 19 в. широкое признание и распространение в странах Западной- Европы. Некоторые из крупнейших зап.-европ. композиторов новейшего времени сложились под прямым и непосредственным влиянием «кучкизма», впитав в себя ряд элементов его музыкального языка (особенно ярко выражена эта связь с стилистич. принципами «кучкизма» у франц. композиторов Дебюсси и Равеля).



Комментариев нет:

Отправить комментарий