На фоне активной
общественной жизни получает мощные импульсы развитие культуры и искусства.
Литература XVII в. прославлена именами П. Корнеля, Ж. де Лафонтена, Ж. Расина,
Ш. Перро, Мольера и др. В драматургии утверждается принцип единства места и
времени действия. Наряду с итальянскими театральными труппами, гастролирующими
по всей Европе, создаются национальные театры и складываются национальные
театральные традиции во Франции, в Испании, в Англии. Рождение театра «Комеди
Франсез» (1680) является одним из значительных событий XVII в.
Театр французского
классицизма ко второй половине XVII в. занял главенствующее место в мировом развитии европейского театрального искусства.
Феодально-католическая
реакция в Италии и Испании лишила театральное искусство этих стран его былого
значения, а пуританская революция в Англии специальным законом запретила все
виды театральных зрелищ. Что касается ренессансного театра в самой Франции, то,
имея ряд интересных достижений, он не получил сколько-нибудь значительного
развития из-за длительных феодально-религиозных войн, которые не прекращались в
стране почти в течение всего XVI в.
Поскольку писатели
классицизма обращались к жанрам античной литературы, наибольшее распространение
получили комедия и трагедия. В трагедиях изображались общественные
государственные коллизии, в комедиях – частная жизнь.
Трагедия классицизма
была основана на условных правилах трех единств: единство места (события
происходят в одном месте), единство времени (события разворачиваются в течение
24 часов) и единство действия (в основе пьесы лежит всего одно событие).
Великим создателем
французской классической трагедии по праву считается Пьер Корнель (1606-1684).
Франция Корнеля – это Франция кардинала Ришелье, суровая, энергичная,
воодушевленная идеей величия государства, поэтому главной идеей трагедий
“Медея”, “Сид”, “Гораций” является подчинение личности государственным
интересам.
В трагедии “Гораций”
моральный конфликт между страстью и долгом показан как отречение отличного
чувства во имя высокой государственной идеи.
Источником
драматического конфликта служит политическое соперничество двух городов – Рима
и Альбы-Лонги, жители которых связаны родственными узами. Судьба городов должна
решиться в поединке между тремя братьями из семьи римлян Горациев и тремя
братьями из семьи альбанцев Куриациев, породнившихся между собой. Оказавшись
перед трагической необходимостью сразиться с близкими родичами во славу отечества,
герои по-разному воспринимают свой гражданский долг.
Творчество Жана Расина
(1639-1699) представляет собой новый этап в развитии национальной трагедии.
Годы регентства Анны Австрийской, матери малолетнего Людовика XIV, и
Фронды в корне изменили общественное
настроение во Франции. Французов перестали привлекать великие интересы
государства и героизм; им больше нравилась волнующая картина страстей, любви и
ревности. Их воображение захватила новая философия Гессенди и Декарта,
полагающая, что человеком движет самолюбие или “жажда жизни”, будь то
стремление к власти, желание славы или любовь. Отныне трагедия была призвана не
восхищать героизмом, а волновать страстями. В отличие от Корнеля, который за
основу своих трагедий брал сюжеты из римской истории с ее культом сильной воли,
Расин для трагедий избирал греческие мифы и легенды, акцентируя внимание на
столкновении разумного нравственного начала со стихийной страстью, несущей
моральное разрушение личности и ее физическую гибель.
Герои его трагедий “Андромаха”,
“Британию”, “Ифигения”, “Федра” не в силах подавить в себе страстей, пагубность
которых они сознают. Федра, дочь легендарного царя Миноса, жена Тесея, именем
которой Расин назвал свое лучшее творение, оказывается жертвой греховной
страсти к своему пасынку – Ипполиту.
Творчество Мольера,
Расина и Корнеля создали тот “золотой век” французской драматургии, который
длительное время рассматривался как культурный и художественный образец для
других европейских народов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий