понедельник, 19 января 2015 г.

Садово-парковое искусство Китая

Садово-парковое искусство Китая.

Садово-парковое искусство Китая
Древний Китай – колыбель человеческой цивилизации, наполненная высокими духовными традициями. Доминирующие среди древних китайцев направления духовных учений определили также особенности развития их садово-паркового искусства.
Как известно, конфуцианство, даосизм и буддизм – основополагающие религиозные течения, исповедуемые жителями Китая, почитающими естественную и природную красоту окружающего мира. Поэтому они еще в древние времена старались воспроизвести при обустройстве садовых ландшафтов традиционные пейзажи родной земли.


                                                 Духовные традиции
Древние китайские садоводы полагались в своей работе на принципы цзе и инь. Цзе значит проникновение в самую суть окружающих нас вещей, красоту которых можно выразить посредством контрастов. Инь значит сообразность и непротиводействие природе, соответствие действий окружающим условиям.
Традиционный китайский сад отличался простотой и уютом, исключались излишняя роскошь и вычурность. В то же время, наполнение сада несло максимально возможную символическую осмысленность. Он представлял собой взаимосвязанную систему духовных иносказательных символов.
Стихотворения древних авторов дают возможность представить приблизительную планировку сада. В центре находилась постройка с библиотекой, около нее – водоем с умиротворяющим журчанием ручейков, впадающих с северо-востока и с востока и вытекающих с юго-запада и запада. Пруд и вообще вода – важные для китайцев элементы сада, наличие которых при его обустройстве обязательно. Возле пруда располагалась возвышенность в виде скалы с павильоном для созерцаний закатов и восходов.
Красивые бассейники и мостики – еще одна особенность китайских садов древности. Мостики были каменными и обладали идеальной округлой формой. Их отражение в воде в паре с самим мостиком создавало впечатление идеальной замкнутой окружности.
Китайский парк был разделен на три символичные зоны: устрашающую с грудами камней и скалами, залитую солнцем и засаженную цветниками смеющуюся и, наконец, умиротворенную плодовыми деревьями и сиренью идиллическую зону.
В отличие от лаконичных садов для простых китайцев, императорские парки и сады поражали силой размаха, призванной продемонстрировать могущество правителей и вельмож. Роскошные постройки образовывали целые комплексы павильонов и галерей, соединенных между собой с соблюдением принципа «дверь в лето». Оконные проемы согласовывались между собой таким образом, чтобы из одной части парка можно было созерцать другую.
Кроме того, в садах создавались искусственные элементы рельефов: скалы, холмы, пагоды над декоративными озерами. Дополняли зрелище диковинные растения и благоухающие цветы. Статуи разнообразных животных, курильницы и чаши обрамляли аллеи для прогулок.

1 комментарий: